У некоторых родителей создается впечатление, что их вели, вели за руку - и вдруг бросили на полпути. Кажется, что год - это тот рубеж, после которого должно стать легче. Но легче не становится. Малыш день ото дня меняется едва ли не сильнее, чем на первом году жизни, он умеет ходить, но взывать к его сознательности еще рано. И это еще как минимум на год.
У большинства детей в той или иной степени проявляется настоящая боязнь и огорчение в связи с возможной или реальной разлукой со своими родителями. Боязнь разлуки приносит страдания и родителям, разумеется, детям, но ее испытывают почти все дети грудного и младшего возраста. Если рассматривать боязнь разлуки в контексте эволюции (именно так многие специалисты рассматривают ее происхождение), тогда становится понятно: ребенок действительно может переживать разлуку с человеком, с которым он связан теснее всего, потому что этот человек не даст ему потеряться и защитит его от хищников.
Но это не так, первые уроки по этому сложному предмету начинаются гораздо раньше, задолго до того как пытливый ум ребенка сформулирует конкретные вопросы. Дети всегда наблюдают за родителями и, конечно, подражают им. Именно поэтому климат в семье, атмосфера, создаваемая взрослыми, пример их собственных взаимоотношений – это и есть истоки сексуального развития человека. Прекрасно, если в семье не понаслышке знают о том, что такое забота, ласка, доверие.
"Не верьте вы ему. Уж я его насквозь вижу, притворщика. Нарочно - медленно отстегиваю ремень — еще и не коснусь, а он уже орет, зовет маму на защиту”—так говорит другой отец, огорченный плохой успеваемостью сына-третьеклассника."У меня есть принцип: ничего не хвалить, пока сын не достигнет совершенства. А он никогда не достигнет. Я проcто добиваюсь, чтобы у него было чувство ответственности — а его нет!” — подобным заявлением начинает свой длинный рассказ третий отец, сильно озабоченный поведением одиннадцатилетнего сына.
Мы используем БАЗИСНЫЙ ЗАКОН МОТИВАЦИИ. К счастью, он существует. И классно работает! Суть и цель любой жизни – процветать. Она не делает ничего себе во вред – иначе она не была бы жизнью. Каждую секунду мы пополняем каталог улучшения жизни. Все действия, приносящие удовольствия или защиту, фиксируются как ПРИЯТНЫЕ и повторяются с охотой, становясь потребностью. Все, что не приносит улучшения, а тем паче наоборот, приносит потерю или боль (особенно потерю свободы!) – становится опасным и отталкивающим.
Приведу несколько возможных причин.
1. У ребенка темперамент холерика: непоседлив, легко раздражается, быстро отвлекается, очень активен, т. д. У детишек–холериков игрушки ломаются «сами»: слишком быстро побежал и уронил, крепко сжал, (расстроился, что не получился домик из кубиков, и вот уже кубики разлетелись по всей комнате). С этим бороться бесполезно, нужно учить ребенка контролировать свои эмоции, такое умение обычно формируется к 7-8 годам.
Детский плач, детские капризы — особенно если часты — серьезное испытание родительских нервов и терпения. Труднопереносимы, правда? Стоп... Давайте остановимся как раз на том, что они труднопереносимы, Тут есть о чем подумать.
Говорят, что дети до 1.5 лет не воспринимают слово нельзя, но как же тогда наложить запрет на что-то и как правильно наказать малыша?». Однажды такой вопрос поставил меня в тупик, я начала судорожно вспоминать труды отечественных педагогов и психологов в поисках ответа на тему наказания детей. И так получалось, что тема наказаний в литературных источниках как-то расплывалась.
1 версия: Даришь - значит, любишь! Шоколадка, очередной плюшевый мишка, уже через десять минут заброшенный в дальний угол и забытый, становятся для ребенка своеобразной компенсацией недостаточного родительского внимания. И в этом есть логика: действительно, подарок является доказательством того, что близкий человек о нас думал, даже когда не был с нами рядом. Ребенок неосознанно чувствует: несмотря на все важные дела, папа и мама не забыли обо мне, значит, я им нужен.
Специалисты признают, что иногда привычка сосать большой палец совсем не представляет никакой проблемы. Это не является признаком неуверенности, просто у ребенка такая привычка, подобно привычке расхаживать по кабинету у взрослых или курить. Если ребенок взволнован, это успокаивает его, если ему скучно, такая привычка дает ему возможность чем-то заняться.