Упрямый ребенок?

Упрямый ребенок?

На третьем году жизни в поведении малыша часто проявляются черты своеволия и упрямства. Он стремится обязательно настоять на своем, уже не следуя, как прежде, пожеланиям и просьбам родителей. При этом дети кричат, бушуют, бросаются на землю и т. д. Нередко они ставят своих родителей в крайне затруднительное положение, проявляя свое упрямство на улице, в магазине или дома при гостях. Что кроется за таким поведением?

Приступить к чтению Добавить свою статью

6725 Детская психология

На третьем году жизни в поведении малыша часто проявляются черты своеволия и упрямства. Он стремится обязательно настоять на своем, уже не следуя, как прежде, пожеланиям и просьбам родителей. При этом дети кричат, бушуют, бросаются на землю и т. д. Нередко они ставят своих родителей в крайне затруднительное положение, проявляя свое упрямство на улице, в магазине или дома при гостях. Что кроется за таким поведением?

Ребенок переживает такую фазу своего развития, когда укрепляется его самосознание. До сих пор он говорил о себе в третьем лице, теперь он говорит про себя "Я”. В три года многое в повседневном быту ребенок уже может делать самостоятельно: одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свою одежду, обходиться без посторонней помощи в туалете, мыть руки и т.д. Дома и в гостях он уже выполняет небольшие обязанности. Значительно расширяется круг игр ребенка. Он уже может воспринимать пожелания и распоряжения родителей и претворять их в конкретные действия. Укрепляются его самоуверенность, самообладание, все глубже проявляется самосознание. Ребенок понимает запреты и наказы и следует им, если они оправданы ситуацией.

Действия ребенка в возрастающей степени управляются собственной все укрепляющейся волей. Это нередко приводит к конфликтам, перенапряжению (например, при усталости) и вытекающим отсюда временным поведенческим кризам (приступы ярости или упрямства). Это происходит тогда, когда собственное желание ребенка вступает в противоречие с его возможностями и он ощущает свои собственные границы. С другой стороны, желания и действия ребенка должны реализовываться в рамках, установленных окружающим миром. Однако чем больше стремление родителей сузить эти рамки, тем чаще они провоцируют упрямство ребенка. В принципе, это совершенно нормальное явление, связанное с развитием ребенка, который накапливает опыт приложения своей воли. Он должен тренировать волю и научиться осознанно проявлять ее. Это крайне важно для развития ребенка, ведь ему предстоит научиться в жизни добиваться поставленной цели. Задача родителей — осторожно направить этот процесс становления воли в правильное русло. Неверно было бы допускать, чтобы ребенок следовал каждому импульсу и добивался исполнения любого желания. Так, если ребенок постоянно просит в магазине купить ему еще одну новую игрушку и настаивает на этом, всегда можно найти аргументы, чтобы со всей твердостью объяснить ему, почему это невозможно. Если же ребенок упорно стоит на своем в определенной ситуации (например, когда за ужином вместо молока он неожиданно хочет попить лимонада), надо найти компромиссный вариант и отвлечь внимание малыша.

Если, например, папа предлагает своему трехлетнему сыну пойти с ним в магазин, а малыш отвечает категорическим "нет", отец может сделать вид, что собирается идти один. Если малыш изменит неожиданно свое peшение, ему следует предложить быстро одеться и идти вместе с отцом. Но если отец уже вышел за дверь, а ребенок только теперь собрался последовать за ним, то он уже может не успеть. Приходится ждать, когда отец вернется. Наверняка ребенок раскричится и будет злиться на себя самого и на родителей из-за своего неправильного решения. Однако через некоторое время, по-быв один и поразмыслив, малыш обычно выходит к родителям и сообщает: "Я снова хороший”. Он с радостью идет на компромисс и охотно поможет родителям сделать что-нибудь по хозяйству. Очень важно вовремя найти компромиссное решение. Правильно подобранное, оно поистине творит чудеса, и все обиды ребенка растают без следа. Малыш счастлив этой новой возможности контакта с родителями, потому что он нуждается в нем. Если же еакция на предложенный выход из конфликтной ситуации будет отрицательной, ребенка на какое-то время надо предоставить самому себе. Не подвергая малыша опасности, необходимо все-таки дать ему почувствовать, чем обернется для него собственное желание или нежелание; только так он может сделать правильные выводы из конкретной ситуации и пополнить свой небольшой житейский опыт.

От того, как поведут себя родители по отношению к ребенку, зависит, удастся ли преодолеть такие критические фазы в его развитии или уже детское упрямство закрепится как стереотип поведения и превратится в будущем в модель общения с окружающим миром.

Не следует мириться с детским упрямством, но нельзя и с помощью железных мер принуждать ребенка к послушанию. При этом важно, чтобы взрослые не вступали с маленьким упрямцем в "силовое единоборство”. Нередко бывает, что воспитатель, впадая в состояние, близкое к аффекту, перестает контролировать свои действия и ведет себя недостойно. Это только подстегивает упрямство ребенка. Окрики, угрозы, а тем более рукоприкладство - негодные средства. Ими достигается либо обратный эффект, либо вносится серьезный вред психике чувствительных детей.

Если ребенок с малых лет приучен к самостоятельности, владеет соответствующими его возрасту навыками и умениями, с раннего возраста привык выполнять разумные требования, то, опираясь на уже приобретенный опыт, он будет вести себя в критических ситуациях так, что родителям не придется прибегать к ограничительным или запретительным мерам по отношению к нему, а если такие и последуют, то перенесет он их значительно легче. Воспитание самостоятельности у ребенка так укрепляет его волю, что он обычно избегает экстренных проявлений упрямства. Некоторые дети в приступе упрямства буквально цепенеют в судорожном столбняке. Такому состоянию обычно предшествует не украшающая ни ребенка, ни взрослого борьба. Или же ребенок уже знает, что такие судороги пугают родителей и с их помощью можно добиться своего. Состояние оцепенения проходит само собой без каких-либо последствий. Ребенок перестает "заводить” себя, когда видит, что этим ничего не добьешься. Однако лучше всего в таких случаях проконсультироваться у врача, чтобы убедиться, что эти судороги не связаны с заболеваниями.

Родители должны обязательно проводить свою линию, ведь речь идет о здоровье и нормальном развитии ребенка. При хорошем контакте с ребенком уже с раннего возраста можно многого добиться с помощью ласковых разъясняющих и отвлекающих слов. И ребенок, привыкший к своим обязанностям и приученный к самостоятельности, даже в сложных ситуациях сможет справиться с собственным упрямством.

Родители и воспитатели должны быть в таких ситуациях образцом выдержки и спокойствия, так как на эти качества взрослого будет ориентироваться ребенок. Доброжелательный, но твердый тон, умелое переключение ребенка на новые цели и, наконец, дружелюбное отношение к малышу после приступа упрямства облегчат и ему, и родителям преодоление этой фазы развития, если таковая проявится со всей интенсивностью.

Из книги Регины Дарр


Помогите нам понять, насколько хороша статья:

Рейтинг: 0.0/0
Источник: http://detstvo.ru/ | Добавил: ТВОЙ_ПСИХОЛОГ, 04 Июля 2010 | Теги: советы для родителей, детская психология, советы для молодых мам, как воспитать ребёнка

Правила добавления публикаций

Мы принимаем любые статьи, относящиеся к психологии и представляющие интерес для наших посетителей.
Из посторонних ссылок можно указывать только ссылку на первоисточник.
После проверки Вашей статьи, которая занимает обычно до 24х часов, мы опубликуем её.
Добавить статью
Мы можем отказать в публикации без объяснения причин.

×