Так формируется характер

Так формируется характер

Вот ребенок топает от мамы к папе быстро-быстро, чтобы не упасть, и папа его ловит в конце пути. Иногда, к разочарованию родителей, обретенный навык ходьбы вдруг пропадает – и малыш снова начинает ползать, но потом опять встает на ножки и идет. Кажется, наиболее сложная ступень в развитии преодолена: ребенок пошел, в какой-то мере он стал самостоятельным, и родителям можно вздохнуть с облегчением. Однако это не так.

Приступить к чтению Добавить свою статью

4059 Детская психология

Вот ребенок топает от мамы к папе быстро-быстро, чтобы не упасть, и папа его ловит в конце пути. Иногда, к разочарованию родителей, обретенный навык ходьбы вдруг пропадает – и малыш снова начинает ползать, но потом опять встает на ножки и идет. Кажется, наиболее сложная ступень в развитии преодолена: ребенок пошел, в какой-то мере он стал самостоятельным, и родителям можно вздохнуть с облегчением. Однако это не так.

Шаг к кризису?
 Возникновение навыка ходьбы как раз совпадает с началом одного из наиболее трудных этапов в развитии человека, а именно с началом кризиса первого года жизни. Что это такое, кризис первого года жизни? Любой кризис сопряжен с серьезными переменами в жизни – человеку приходится за короткий срок приспособиться к новым условиям, выработать иные навыки и реакции на внешний мир, поскольку обстановка и обстоятельства вокруг действительно меняются, и жизнь предъявляет новые требования. Пока ребенок не умел ходить, он полностью зависел от родителей: куда понесут или поведут «за ручку», там он и будет, но, научившись ходить, он приобретает свободу передвижения и теперь сам решает, куда идти. В связи с этим возникают определенные перемены и в психике. Малыш становится намного самостоятельнее, сам принимает решение: что ему сейчас нужно, а чего не нужно, к чему подойти, а от чего отвернуться. Он учится возражать, спорить и даже идти на конфликт, отстаивая свою точку зрения. Часто можно наблюдать ситуацию: мать несет малыша в одну сторону, но как только она ставит его на ноги, он бежит совершенно в другую. Мать его зовет, но он не слушает ее, идет туда, куда ему хочется. «До свидания, я ухожу!» — предупреждает мать, махая ему рукой и уходя от него. Малыша и это не останавливает. Забыв обо всем, он идет к своей цели. Отвлечь ребенка от интересующей вещи становится не так-то просто. Если раньше можно было вещь спрятать или унести самого младенца, то теперь он сам идет к ней, пытается открыть шкаф, а если ее положили высоко, просит «дай» и тянет к ней руки. Если же его насильно уносят или увозят на коляске, он кричит, вырывается. И хотя такое поведение создает большие неудобства родителям, вынужденным постоянно следить за ребенком, ловить и спасать его, оно символизирует огромный скачок в развитии: у него появляется воля. Часто из упрямого и капризного годовалого малыша получается сильная личность: он умеет ставить перед собой цель и добиваться ее даже несмотря на препятствия.
Буря эмоций
 Однако проявление воли в годовалом возрасте имеет специфическую особенность: воля тесно связана с аффектом – сильным и бурно протекающим эмоциональным переживанием. Малыш, которому в чем-нибудь отказали или которого не поняли, ложится на пол, начинает кричать, отказывается встать, бьет ногами о пол. Это не болезнь или дефект воспитания, но вполне закономерное поведение в данном возрасте. Ребенок дает понять, что он больше не часть мамы, а отдельная самостоятельная личность, которая жаждет свободы. Воспитывать малыша, конечно, нужно: нельзя потакать капризам, если он с истерикой хочет забрать себе чужую игрушку или мучает котенка. Есть вещи недопустимые. Однако во многих вопросах теперь с его мнением надо считаться: что он будет есть, во что играть, куда пойдет на детской площадке. Что касается истерик, то пока малыша все-таки возможно отвлечь от нежелательного занятия или опасной вещи. В три года это будет вообще невозможно, а пока еще все в ваших руках. Кроме того, необходимо знать, что истерики просто могут быть следствием голода, усталости, сонливости. Малыш пока не понимает, что хочет есть или устал – он ощущает какой-то дискомфорт и начинает капризничать по совершенно любому поводу: требовать игрушку, отказываться возвращаться домой с прогулки. Чтобы избежать истерик, нужно соблюдать режим: вовремя кормить малыша и укладывать спать, следить, чтобы он не уставал.
 Родители должны относиться к проявлениям самостоятельности с пониманием и не подавлять их: в дальнейшем характер понадобится ребенку еще не раз.
ЮЛИЯ ДЖУММ, психолог


Помогите нам понять, насколько хороша статья:

Рейтинг: 0.0/0
Источник: http://detstvo.ru/ | Добавил: ТВОЙ_ПСИХОЛОГ, 15 Июля 2010 | Теги: советы для родителей, детская психология, советы для молодых мам, как воспитать ребёнка

Правила добавления публикаций

Мы принимаем любые статьи, относящиеся к психологии и представляющие интерес для наших посетителей.
Из посторонних ссылок можно указывать только ссылку на первоисточник.
После проверки Вашей статьи, которая занимает обычно до 24х часов, мы опубликуем её.
Добавить статью
Мы можем отказать в публикации без объяснения причин.

×