Вот ребенок топает от мамы к папе быстро-быстро, чтобы не упасть, и папа его ловит в конце пути. Иногда, к разочарованию родителей, обретенный навык ходьбы вдруг пропадает – и малыш снова начинает ползать, но потом опять встает на ножки и идет. Кажется, наиболее сложная ступень в развитии преодолена: ребенок пошел, в какой-то мере он стал самостоятельным, и родителям можно вздохнуть с облегчением. Однако это не так.
Шаг к кризису?
Возникновение навыка ходьбы как раз совпадает с началом одного из наиболее трудных этапов в развитии человека, а именно с началом кризиса первого года жизни. Что это такое, кризис первого года жизни? Любой кризис сопряжен с серьезными переменами в жизни – человеку приходится за короткий срок приспособиться к новым условиям, выработать иные навыки и реакции на внешний мир, поскольку обстановка и обстоятельства вокруг действительно меняются, и жизнь предъявляет новые требования. Пока ребенок не умел ходить, он полностью зависел от родителей: куда понесут или поведут «за ручку», там он и будет, но, научившись ходить, он приобретает свободу передвижения и теперь сам решает, куда идти. В связи с этим возникают определенные перемены и в психике. Малыш становится намного самостоятельнее, сам принимает решение: что ему сейчас нужно, а чего не нужно, к чему подойти, а от чего отвернуться. Он учится возражать, спорить и даже идти на конфликт, отстаивая свою точку зрения. Часто можно наблюдать ситуацию: мать несет малыша в одну сторону, но как только она ставит его на ноги, он бежит совершенно в другую. Мать его зовет, но он не слушает ее, идет туда, куда ему хочется. «До свидания, я ухожу!» — предупреждает мать, махая ему рукой и уходя от него. Малыша и это не останавливает. Забыв обо всем, он идет к своей цели. Отвлечь ребенка от интересующей вещи становится не так-то просто. Если раньше можно было вещь спрятать или унести самого младенца, то теперь он сам идет к ней, пытается открыть шкаф, а если ее положили высоко, просит «дай» и тянет к ней руки. Если же его насильно уносят или увозят на коляске, он кричит, вырывается. И хотя такое поведение создает большие неудобства родителям, вынужденным постоянно следить за ребенком, ловить и спасать его, оно символизирует огромный скачок в развитии: у него появляется воля. Часто из упрямого и капризного годовалого малыша получается сильная личность: он умеет ставить перед собой цель и добиваться ее даже несмотря на препятствия.
Буря эмоций
Однако проявление воли в годовалом возрасте имеет специфическую особенность: воля тесно связана с аффектом – сильным и бурно протекающим эмоциональным переживанием. Малыш, которому в чем-нибудь отказали или которого не поняли, ложится на пол, начинает кричать, отказывается встать, бьет ногами о пол. Это не болезнь или дефект воспитания, но вполне закономерное поведение в данном возрасте. Ребенок дает понять, что он больше не часть мамы, а отдельная самостоятельная личность, которая жаждет свободы. Воспитывать малыша, конечно, нужно: нельзя потакать капризам, если он с истерикой хочет забрать себе чужую игрушку или мучает котенка. Есть вещи недопустимые. Однако во многих вопросах теперь с его мнением надо считаться: что он будет есть, во что играть, куда пойдет на детской площадке. Что касается истерик, то пока малыша все-таки возможно отвлечь от нежелательного занятия или опасной вещи. В три года это будет вообще невозможно, а пока еще все в ваших руках. Кроме того, необходимо знать, что истерики просто могут быть следствием голода, усталости, сонливости. Малыш пока не понимает, что хочет есть или устал – он ощущает какой-то дискомфорт и начинает капризничать по совершенно любому поводу: требовать игрушку, отказываться возвращаться домой с прогулки. Чтобы избежать истерик, нужно соблюдать режим: вовремя кормить малыша и укладывать спать, следить, чтобы он не уставал.
Родители должны относиться к проявлениям самостоятельности с пониманием и не подавлять их: в дальнейшем характер понадобится ребенку еще не раз.
ЮЛИЯ ДЖУММ, психолог