Помогите нам понять, насколько хороша статья:Рейтинг: 0.0/0 | |
Источник: http://detstvo.ru/ |
Добавил: ТВОЙ_ПСИХОЛОГ, 10 Июля 2010
| Теги: |
![Человек обязан "любить читать"](http://tvoypsiholog.ru/assets/gifs/00-start_cofee.gif)
Человек обязан "любить читать"
«Человек обязан любить читать!» – эту истину внушают с первого класса. «Обязан любить» – словосочетание, вообще-то, противоестественное. Тем не менее, среди педагогов и людей образованных бытует мнение, что тот, кто много читает, – умнее, эрудированнее, грамотнее, лучше владеет родным языком.
«Человек обязан любить читать!» – эту истину внушают с первого класса. «Обязан любить» – словосочетание, вообще-то, противоестественное. Тем не менее, среди педагогов и людей образованных бытует мнение, что тот, кто много читает, – умнее, эрудированнее, грамотнее, лучше владеет родным языком.
А тот, кто читает мало, соответственно, – с точностью до наоборот. Помню, во втором классе нас заставляли вести читательский дневник: четко фиксировать, сколько страниц прочитано каждый день. Того, кто пропускал хотя бы день, да еще имел глупость сознаться в этом, учительница ставила у доски перед всем классом и позорила: «Посмотрите! За целый день он не нашел времени открыть книгу!» Мысль о том, что взрослый человек может провести день без книги, вообще не допускалась.
Посмотрите на себя
Некоторым детям везет: чтение дается им легко, они без особого труда начинают бегло читать и это доставляет им удовольствие. Я знала одну девочку лет пяти, родители которой даже не обучили ее буквам. Дочка сама пришла к маме и попросила научить ее читать. Мама показала буквы, наспех объяснила, как читать слоги. С тех пор девочка запоем читала все подряд: сначала медленно, потом все быстрей. Но так случается, к сожалению, не всегда. Чаще бывает иначе: родители учат-учат, стараются-стараются, но процесс идет крайне медленно. Ребенок не интересуется чтением. С большим удовольствием он бы послушал, как ему читают родители, или поиграл.
Давайте не будем сразу осуждать «нечитающих» детей, а посмотрим на себя. Много ли читаем мы, взрослые? То, что люди водят глазами по строчкам в метро и в очередях, «не считается»: в таких обстоятельствах просто нечем больше заняться – у них нет выбора. И читают они там, в основном, журналы, газеты и книжки, купленные в киоске по пути. А многие ли предпочитают чтение в свободное время, на досуге, когда есть выбор занятий? Берутся ли они тогда за серьезную литературу?
А вы кто такой?
У человека есть три способа получения информации об окружающем мире: видеть, слышать, пробовать на ощупь. Более того: у каждого есть излюбленный – ведущий – способ получения информации. Его мы не выбираем – он дан нам от рождения. Кто-то воспринимает мир глазами – предпочитает смотреть, а не слушать. Такой человек мгновенно запоминает лица, но часто забывает имена-отчества. Он легко находит дорогу куда-либо, побывав там только раз, интересуется модой: разглядывает, во что одеты прохожие, может подробно описать, как выглядели знакомые, которых он сегодня встретил. Его речь наполнена словами: «Посмотрите! Вы видели? Он глядел на меня такими глазами…», «красивый, яркий, красный, зеленый…» Думает такой человек образами. В процессе мышления в его голове возникают картинки из прошлого, представления о будущем, образно проигрываются воображаемые ситуации – как в кино. Такие люди называются визуалами. Визуалы читать очень любят. Их глаза всегда ищут информацию. Есть другая категория людей, которые воспринимают мир ушами. Они до мельчайших подробностей помнят, кто, когда, где и что сказал, какими словами, мгновенно запоминают имена-отчества, но вполне могут забыть лицо человека. Высшее удовольствие для таких людей – поговорить, и они никогда не увлекутся книгой, если есть живой собеседник. Такие люди могут интересоваться музыкой или иностранными языками. В своей речи они часто употребляют слова: «Послушайте! Он сказал мне таким тоном…», «шумно, тихо, мелодично...» Думают эти люди посредством внутренней речи: они как будто разговаривают сами с собой, мысленно проговаривая свои реплики и ответы собеседника, предполагая, какой у него будет голос, какая интонация. Такие люди называются аудиалами.
Аудиалы любят, когда им читают, являются активными слушателями радио. Им нравятся серьезные телевизионные передачи, где больше слов и меньше «картинок». Они очень внимательны в разговорах и тоже черпают оттуда полезную информацию, но открыть книгу им трудно.
Люди третьей категории воспринимают мир кожей. Когда они учатся, то любят все записывать: если они будут только слушать или смотреть, то не воспримут и половины информации. Зато эти люди удивительно грамотны: стоит им один раз написать слово – и они запоминают его на всю жизнь: осязательная память у них необыкновенная! Все увлечения этих людей связаны с телесными ощущениями: они любят купаться в море, заниматься спортом, творчеством, работать руками. В их речи часто встречаются слова: «Я чувствую, ощущаю», «этот человек произвел на меня такое тяжелое впечатление, вызвал такие неприятные эмоции», «жарко, холодно, больно, жестко, мягко». Когда они думают, то мысленно воспроизводят телесные ощущения, которые у них возникли при встрече с тем или иным предметом. Надо сказать, у них хорошо развита интуиция. Такие люди называются кинестетиками.
Кинестетики – отнюдь не любители чтения. Более того, чтение вызывает у них чувство дискомфорта: нечем занять руки, пальцы изнывают от бездействия, ноги жаждут движений. Кинестетики ловят информацию телом, а при чтении тело неподвижно. Такие люди могут читать во время еды, но больше их привлекает телевизор – не потому, что это интереснее, а просто руки свободны: можно одновременно смотреть фильм и шить, вязать, мастерить. Компьютер тоже привлекает кинестетиков, потому что обеспечивает занятость рукам.
Конечно, в чистом виде эти типы встречаются не так часто: большинство из нас относится к каким-то промежуточным вариантам, но «основное направление» просматривается у каждого.
Делайте выводы
Итак, вернемся к разговору о детях. Обратите внимание, как ребенок ведет себя, когда вы ему читаете вслух. Если сидит и рассматривает картинки в книге, он, скорее всего, визуал: читать будет сам – и очень скоро. Если малыш сидит рядом с вами и вслушивается в вашу речь, то и дело задавая вопросы: «Что значит это слово? Я такого раньше не слышал!» – он, по всей вероятности, аудиал. У него с чтением могут быть проблемы, зато он прекрасно будет слушать на уроках. Больше читайте ему вслух, развивайте таким образом его речь, пополняйте словарный запас. Часто родители проводят такой эксперимент: начинают читать ребенку книгу, на самом интересном месте останавливаются и говорят, что им некогда. Таким образом они хотят добиться, чтобы дочь или сын сами дочитали книгу. С визуалом эксперимент действительно удастся, а вот с аудиалом – никогда. Для него слушать и читать – вещи принципиально разные. Поэтому родителям таких детей нельзя отказываться от чтения вслух в течение всего периода школьного обучения. Не думайте, что такой способ познания хорош только для малышей. Это приятное и полезное времяпрепровождение, укрепляющее семью, улучшающее взаимопонимание, а поскольку у вашего ребенка уши – основной канал получения информации, воспользуйтесь этим, чтобы дать ему хорошее образование. Читайте ребенку классику – Пушкина, и Гоголя – все то, что он никогда не поймет, если будет читать сам. Вместе вы все поймете и прочувствуете! Ну а периодически можно меняться ролями: пусть слушатель почитает вам вслух, а потом вы обсудите прочитанное.
А что делать с кинестетиком? Кинестетик – ребенок, который никогда не будет сидеть рядом, если вы ему читаете. Он будет играть, рисовать и одновременно слушать книгу. Некоторые родители обижаются, думая что ребенок невнимателен. Это неправда! Он внимателен именно тогда, когда что-то делает. Книга вызывает у него какие-то эмоции, и он пытается воплотить их в жизнь, работая руками, – строит, лепит, изображает.
Кинестетик, пожалуй, идеальный читатель для любого писателя. Книга для него не проходит даром, выливается в конкретные дела, в то время как для визуала она может остаться всего лишь картинкой в голове. Как же ребенка-кинестетика приучить читать? Сделать это довольно трудно. Кинестетики читают мало, от неинтересных книг вообще сразу отказываются, однако хорошие книги воспринимают – «всем сердцем и кожей». Они испытывают телесные ощущения персонажей, поч-ти реально переживают боль или страдают от холода и вполне могут совершать те же поступки, что и их любимые герои, потому что чувствуют себя равноправными участниками событий, а не пассивными зрителями.
Вероятно, такой ребенок начнет раньше писать, чем читать, поэтому чтению его надо учить через письмо. Да, заядлым книгочеем он не станет, но вполне может быть очень образованным человеком, поскольку всегда найдет в книге главную мысль, подчеркнет ее или выпишет. И на уроке все грамотно запишет – у него будут лучшие конспекты!
Кинестетик – творческий и деятельный человек, который станет, скорее, создателем, чем потребителем произведений искусств.
Коротко и конкретно
Сердцу не прикажешь, но – исподволь – любовь к книге можно привить почти каждому ребенку.
Чтение и интеллект
Пожалуй, существуют две крайности. Некоторые люди действительно не могут провести без чтения и дня. Для них это занятие – великое удовольствие. Они читают все: и серьезные книги, и развлекательную литературу, и газеты. Более того, везде, где бы они ни были, их взгляд ищет, что почитать: объявления, стенды, рекламы. Есть и другие – они предпочитают проводить досуг перед телевизором. Как правило, это люди тоже читающие, но тогда, когда рядом нет телевизора. Еще есть любители компьютера, слушатели музыки, есть те, кто стремится к живому общению, не важно – очному или по телефону. Есть такие, кто проводит досуг, делая что-то своими руками: вяжут, готовят, мастерят. Для последних чтение – отнюдь не любимый вид занятий, они воспринимают его как безделье, в то время как их руки жаждут деятельности. Есть ли у этих категорий людей различия в интеллекте? Опыт показывает, что нет: как среди любителей читать, так и среди тех, кто не является энтузиастом этого занятия, с равной вероятностью можно встретить умного и глупого, образованного и не очень. Секрет прост: те, кто не читает, добывают информацию каким-то другим способом: слушают, догадываются, ощущают, вычисляют, – а чтобы получить конкретные сведения, – чаще пользуются справочниками, чем художественной литературой.
От чего еще зависит интерес к книге Ведущий способ получения информации – не единственный фактор, который определяет любовь или нелюбовь к чтению. Есть еще, как минимум, два. Во-первых, уровень развития и словарный запас. Ребенок не может читать, если он половину слов в книге не понимает. Во-вторых, впечатлительность, так сказать, коэффициент усвоения книги. Кто-то читает очень много, но сразу все забывает, а другой читает мало, но книга оставляет неизгладимый след в его душе. Эти моменты тоже надо учитывать, когда вы приучаете ребенка к чтению.ЮЛИЯ ДЖУММ, психолог