Большие перемены

Большие перемены

Прежде чем вести малыша в сад, задумайтесь – почему вы это делаете. Есть ли в этом реальная необходимость для вашей семьи или вы просто наслушались советов знакомых, составилась компания?

ПЕРВЫЙ ЭТАП: РЕШЕНИЕ
Его вы должны принять только сами и после тщательного обдумывания. Малыша нельзя отдавать в садик, если...

Приступить к чтению Добавить свою статью

3338 Детская психология

Прежде чем вести малыша в сад, задумайтесь – почему вы это делаете. Есть ли в этом реальная необходимость для вашей семьи или вы просто наслушались советов знакомых, составилась компания?

ПЕРВЫЙ ЭТАП: РЕШЕНИЕ
Его вы должны принять только сами и после тщательного обдумывания. Малыша нельзя отдавать в садик, если...

Вы думаете, что чем раньше отдать, тем лучше он привыкнет. Действительно, полуторалетние малыши легче адаптируются, но природой заложено, что ребенок должен жить в семье. Если малыша оченьрано отдают в ясли, глубокая эмоциональная связь с матерью, доверие к родителям, способность привязываться и любить могут быть у него еще не сформированными.
Вы хотите наладить его режим, умение общаться, заставить его слушаться. Сад, как и любая новая стрессовая ситуация, лишь усугубляет проблему, а не решает ее. Наоборот, научить общаться, держать ложку, верить в то, что мама придет, надо до (!) поступления в это заведение.
Родился еще один ребенок. Если вы ожидаете пополнения, отведите малыша в сад хотя бы за полгода до родов – чтобы у него было время привыкнуть. Если начало посещения сада совпадет с вашим возвращением из роддома, старший может почувствовать себя заброшенным. Дома уделяйте ему больше внимания, чаще произносите слова похвалы и любви!Малыш находится в разгаре кризиса трех лет. Психологи считают, что ребенка нужно вести в сад либо до, либо после этого переходного этапа развития – в два или в четыре года. В три малыш начинает осознавать себя как личность и отстаивать свои права. Этому сопутствует повышенная агрессивность, плаксивость. Ребенку непросто, ему нужно ваше понимание. Если же первый переживаемый кризис сочетать с садом, где все «живут строем», его разрешение может быть негативным или затянуться.Вы не уверены в необходимости вести малыша в сад именно сейчас или боитесь, что ему там будет плохо, скучно. Малыш «считывает» маму как гениальный психолог: Если сад для вас – необходимость и вы уверены, что детям там интересно,а все проблемы решаемы – малыш заразится вашим позитивным настроем, и адаптация пройдет хорошо. В случае вашей неуверенности или наличия разнообразных страхов все произойдет с точностью до наоборот. Вас обуревают собственные плохие воспоминания о саде, тревога, а отдавать малыша по объективным причинам все-таки надо? Начинайте с себя. По возможности, посетите психолога, пообщайтесь с мамами, чьи дети рады ходить в сад, и убедитесь, что все не так плохо, а ваш негативный детский опыт – не правило.
ВТОРОЙ ЭТАП: ПОДГОТОВКА
Начинать ее нужно задолго до первого посещения сада – с правильного выбора. Гораздо легче отпускать маму, когда тебя ждут добрые тети, новые игрушки и интересные занятия, а не зловредные «воспиталки», игрушки, на которые можно лишь любоваться, и необходимость ходить в туалет по звонку. Сады Монтессори, вальдорфские, сады Ямбурга, редкие госсадики, работающие по программам «Радуга» или «Исток», – информацию о них легко найти в Интернете, и есть они почти в каждом округе. При выборе обратите внимание на отзывы родителей, расположение (рядом магистраль или тихие жилые дома), срок существования, наличие лицензии, воспитательский состав. Пройдитесь тихонько по группам, посмотрите, как гуляют дети – кричат на них или занимают играми? Как разбираются с конфликтами? Какой стиль наказаний принят в саду? При выборе сада учитывайте, что большое количество познавательных занятий (математика, язык и т. д.), особенно в младших группах, – не нужно. Для деток трех–пяти лет важней эмоциональное, социальное и физическое развитие. Если есть возможность – поспрашивайте мам, отдавших в понравившийся сад детей, и запишитесь к определенной воспитательнице – порой стоит пойти не в навороченный сад абы к кому, а в простой, но к доброй и терпеливой воспитательнице. Помните, что в хорошие сады большая очередь, поэтому записываться надо за несколько лет!Доверие ребенка и атмосфера в семье – это основа основ всего, включая адаптацию к саду. Если ребенок вам полностью доверяет, он легко переносит все свои невзгоды и печали, он полностью открыт и готов делиться своими чувствами. Достичь этого просто – надо лишь быть всегда на стороне ребенка: принимать его желания и потребности, не отмахиваться от игр с ним и вопросов, не использовать метод «кнута и пряника» как основополагающий в воспитании, не ругать, не разобравшись. Вообще постарайтесь свести поток критики к минимуму, побольше ободряйте ребенка, воспитывайте уверенность в своих силах – уверенному в себе человеку всегда легче адаптироваться очень большая нагрузка для неокрепшей нервной системы малыша, поэтому в первые полгода постарайтесь соблюдать тишину в доме (все внутрисемейные ссоры и споры желательно вынесите за пределы квартиры), реже приглашайте гостей и ограничьте будоражащие малыша впечатления (поездки в цирк, отпуск, дополнительные кружки и т. д.).
Создавайте у ребенка позитивное впечатление о садике, сделайте так, чтобы он с нетерпением ждал этого события. Расскажите, что в сад идут не все, а он уже вырос и «удостоился чести» посещать это заведение. Сколько там интересных игр и новых друзей, как здорово всем вместе обедать за маленькими столиками! (Даже в сердцах нельзя пугать ребенка тем, что вы оставите его в саду надолго или навсегда – рискуете развить у него настоящий невроз!) Если удастся, заранее посетите группу и территорию сада вместе с «поступающим», расскажите максимально подробно о режиме – когда малыш знает, что и когда будет происходить, он чувствует себя гораздо увереннее.
ТРЕТИЙ ЭТАП: АДАПТАЦИЯ
Не забывайте постоянно напоминать ребенку, что вы его любите, что у него все получится! Не торопите события, идеальным вариантом будет очень плавное приучение ребенка к садику – первые две недели можно водить на минимальное время и постепенно прибавлять к времени пребывания в группе по часу. Даже если малыш с восторгом идет в сад, не торопитесь оставлять его там сразу же на весь день – нахождение в шумной, непривычной атмосфере в течение долгого времени может утомить ребенка и через некоторое время он откажется ходить в садик. Если есть возможность, первое время устраивайте выходные среди недели. Находиться с малышом в группе или нет – вопрос мнения мамы и воспитателей. В садах типа вальдорфского присутствие родителей в группе считается нормальным и естественным, в госсадах бытует точка зрения, что нахождение мамы в группе дает ребенку ложную надежду, что так будет всегда, и мешает ему привыкать к самостоятельности. Но, если вы уверены, что ваш малыш поначалу нуждается в вашем присутствии рядом, будьте настойчивы и находите возможность добиться вашего присутствия хотя бы первую неделю.
Если ваш ребенок обладает повышенной эмоциональной чувствительностью, нервной возбудимостью и очень привязан к маме, ему будет несколько тяжелей, чем другим, привыкнуть к саду. Если вы знаете, что ваш малыш такой, не стесняйтесь просить воспитателя о более внимательном отношении к нему, расскажите, как с ним нужно обращаться – порой таким детям достаточно одного грубого окрика, чтобы желание ходить в сад пропало надолго. И именно такие малыши, из-за излишней ранимости, могут принять на себя роль аутсайдера. Ваша задача – воспитать в ребенке уверенность в себе, научить защищаться и при необходимости отстаивать свои права. Для таких малышей особенно актуально найти доброго, мудрого воспитателя. Если малыш не может сдержать слез при расставании (зачастую они все равно неизбежны), ни в коем случае не раздражайтесь, не ругайтесь и не пытайтесь подкупить малыша конфетами или игрушками. Попробуйте с ним договориться: поддержите его, сказав, что вы понимаете, как ему горько и одиноко, но это пройдет. Объясните, что всем малышам поначалу бывает немного грустно, и он не один такой. Расскажите, зачем ему нужно ходить в детский сад и что вы сможете купить с ним на те деньги, которые заработаете, пока малыш будет в саду. Подарите малышу часики и объясните, что когда стрелочка подойдет к этой цифре, вы за ним обязательно придете. По дороге в садик не зацикливайтесь на просьбах не плакать, а отвлекайте малыша разговорами, сказками и т. д. Возможно, первое время, если вы очень переживаете при виде слез, малышу лучше ходить в сад с кем-то из близких, кто более спокоен и сможет и ему внушить уверенность.Встреча вечером тоже должна быть радостной. Не забудьте: вечером ребенок очень нуждается в вашем внимании и тепле – ведь он целый день был без вас! Несмотря на ваши взрослые проблемы и усталость после работы, хотя бы час в день полностью посвящайте играм и разговорам с ребенком. И мультики не считаются достойной заменой! Если домашних дел совсем невпроворот – разделите их с малышом: и еду приготовите, и с ним по душам поговорите.Помимо того, что это общение нужно малышу, оно необходимо вам как единственный способ понять, как ваш малыш переживает перемены. Один из хороших способов – периодически играть с малышом в садик. Возьмите несколько кукол или зверей и попросите малыша выбрать роль: его самого, нянечки, друга по группе. Всмотритесь, как ведет себя малыш в той или иной роли, что говорит. Ругает ли его воспитательница или ласкова? Сидит ли мишка – прообраз ребенка – один в уголке или играет вместе со всеми? Плачет или смеется? Именно в игре вам будет легко получить объективную информацию о том, что происходит с ребенком в саду – ведь он будет воспроизводить реальные события. Такие игры зачастую единственный способ узнать что-либо – далеко не все дети могут и хотят поделиться и даже отследить свои чувства. Если ваш малыш из таких молчунов, попробуйте давать ему с собой игрушку, а вечером расспрашивайте, что игрушка делала в садике, хорошо ли ей было и т. д. (Естественно, что на игрушку ребенок проецирует себя.)Вне сада давайте ребенку возможность выполнить то, чего ему не хватало в саду. Как правило, в саду дети вынуждены жить в одинаковом ритме. Активных малышей будут останавливать, а медлительных подгонять. Поэтому дома у ребенка должна быть возможность побыть самим собой: выплеснуть накопленную за день энергию или наоборот – часами катать машинки. Пусть подобное времяпрепровождение кажется вам не очень развивающим, но, по-видимому, именно так ваш малыш отдыхает и ощущает себя в безопасности. Многие родители начинающих детсадовцев жалуются на повышенную агрессивность, капризность или регресс навыков и умений малыша. И то, и другое является нормальным явлением, сопутствующим адаптации, и при правильной реакции постепенно проходит. В такие моменты старайтесь быть спокойными, терпеливыми, объясняйте, а не ругайте. Не забывайте, что обстановка в доме должна быть максимально спокойной, комфортной. Не меняйте ничего в распорядке дня, обстановке и т. д. – сейчас как никогда ребенок нуждается в знакомом, а значит, безопасном ходе вещей. Не стоит обсуждать при нем волнующие вас проблемы, особенно – проблему привыкания к садику. Старайтесь максимально расслабить малыша – вместе слушайте музыку, гуляйте, купайте егов отварах успокаивающих трав. И помните, что заложить фундамент хороших взаимоотношений вашего малыша и социума – вам по силам! n
ТАТЬЯНА ПОЛЯК, психолог


Помогите нам понять, насколько хороша статья:

Рейтинг: 0.0/0
Источник: http://detstvo.ru/ | Добавил: ТВОЙ_ПСИХОЛОГ, 13 Июля 2010 | Теги: советы для родителей, детская психология, советы для молодых мам, как воспитать ребёнка

Правила добавления публикаций

Мы принимаем любые статьи, относящиеся к психологии и представляющие интерес для наших посетителей.
Из посторонних ссылок можно указывать только ссылку на первоисточник.
После проверки Вашей статьи, которая занимает обычно до 24х часов, мы опубликуем её.
Добавить статью
Мы можем отказать в публикации без объяснения причин.

×