Психолог - консультант Иван Котва

Психолог - консультант Иван Котва

Сайт известного калининградского психолога. Автора книг "Мысли вслух", "Современное человековедение", "Невыполнимые советы". Иван Котва является разработчиком авторского курса прогрессивной психологии - краткосрочной позитивной практической психологии.

Перейти на сайт

1731 | Иван Cайты психологов
Психотерапия как способ прогрессивного изменения сознания* by Иван Котва • 07.03.2016 • Новости Человечество за время своего существования накопило громадные знания и опыт обращения с реальностью окружающего мира, которая постоянно согласовывается с индивидуальным восприятием реальности. Абсолютное большинство людей договорилось, что реальность такова, как мы ее все вместе воспринимаем. Индивидуальное восприятие корректируется с уже сложившимися знаниями и опытом поколений. Наука выступает на первом плане корректировки этих двух категорий: реальностью вообще и индивидуальной реальностью. Наука меняет сложившуюся реальность, привнося новое понимание реальности, которая в связи с новыми открытиями и достижениями науки, меняется в сторону еще более четкого различения явлений и предметов окружающего мира, устанавливает новые связи между ними. В психологии предметом научных исследований являются по сути те процессы, которые находятся находятся в так называемом «бессознательном». С изучением неосознаваемых процессов происходит прояснение психических явлений, меняется восприятие субъектом не только внутренних процессов , но и проясняются внешние явления и предметы. Понятие «восприятие» я даю в более широком смысле этого слова, чем оно находит свое толкование в психологии. Психическое отражение реальности можно назвать не только восприятием, которое является по существу определением чувственного отражения мира, а и сознанием в том смысле, что сознание есть высшая форма отражения реальности, учитывающее не только наблюдаемые явления и предметы, их связь между собой, но и самого наблюдателя, а также процессы возникновения, развития, проявления и прогнозирования явлений. Сознание — высшая форма отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью. Вот здесь и возникает главный потенциал прогрессивного изменения сознания, главный ресурс изменений. Речь представлена языком и другими символами. Ограниченность языка от используемого средним образованным человеком словаря в количестве двадцати тысяч до собрания Даля в количестве 200 тысяч слов. Ежедневно используя определенный набор слов, человек воспринимает мир в индивидуальном аспекте. Причем используемые слова не всегда основаны на полном понимании слов. Настоящих слов, представленных у человека в виде личностных концептов или конструктов, как говорил Келли, в действительности не так много по сравнению с общим количеством слов. Из тех 20 тысяч слов, которые использует человек многие слова являются не до конца понятными и понятыми. Некоторые свои мысли человек путает с состояниями. Не хватает слов, чтобы выразить то, что я вижу, слышу, чувствую. А поиск этих слов в бедном словарном запасе приводит к искажению реальности до банальности субъективного запаса слов. Кроме того, что в каждом индивиде имеется ограниченное количество слов, но еще есть логика составления предложений, мастерство передачи словами не только логики, но и эмоционального содержания. А также какие-то жесты, мимика, микродвижения лица и тела, которые зачастую не распознаются теми, к кому направлено повествование. Они находятся ниже порога восприятия, не осознаются, но могут быть доступны сознанию в общем впечатлении. С давних времен, когда еще отсутствовала письменность, люди научились устному творчеству и передавали свои знания и наблюдения из уст в уста. Когда же появилась письменность, которая первоначально была очень ограничена и была бедна на конкретное перенесение описания мира мысли и ощущений на слова, причем описание должно передавать не только логику процесса, но и эмоциональное переживание. Такое описание и сейчас недоступно подавляющему большинству, а доступно только талантливым писателям, преимущество которых перед другими и заключается в том, что они передают не только описание реальности, мыслительного образа, но и передают тонкие эмоциональные и даже телесные движения. Так как таких талантливых писателей ограничено, то люди постепенно столкнулись с тем, что текстовое описание каких-то законов и наблюдений не всегда верно передает реальность. Поэтому в некоторых сферах жизни появились различные группы, элиты, которые передавали свои знания и опыт из уст в уста, даже запретив письменное описание своих специальных знаний. Эти группы понимали, что слова, произнесенные в определенном контексте, придают определенный подтекст, который выражается в тех субъективных образах мира, доступных только в групповом взаимодействии. Так называемое коллективное мышление возникало в момент такой передачи знаний и опыта. Эта передача отсутствовала в письменных текстах. Это был шифр, недоступный непосвященному человеку. Такое основание дает понимание психотерапии, как способа изменения сознания личностью, столкнувшейся с трудной жизненной ситуацией и готовой к изменениям в поисках прояснения и понимания реальности. Многие практические методы работы с людьми были основаны на более широком воздействии нежели только словами. Научиться мастерству какой-либо деятельности можно наблюдая и слушая мастера. Даже в моем поколении выпускник, приходящий на работу, сталкивался с тем, что наставник мог сказать обескураживающую фразу: «Забудь обо всем, чему тебя учили. Сейчас будет настоящее обучение». Конечно, такое выражение было преувеличением, но заставляло начинающего работника быть более внимательным к тому, что делал мастер. Это можно отнести к любым профессиям. Но более внимательным надо быть к той работе, которая подразумевает взаимодействие с другим человеком. Мастерство артиста, художника требовало неустанного внимания и присутствия на обучении. В наше время даже хороший парикмахер становится высококлассным специалистом, если он посещает различные мастер-классы. И это несмотря на то, что появилось огромное количество литературы по освоению мастерства в любой профессии, даже многочисленные видеоуроки не дают того понимания профессии, которое возникает при личном контакте. Обучение психотерапии уходит своими корнями в глубь веков. Проследить цепь личных контактов между современным психотерапевтом и древним жрецом довольно трудно. Тем не менее мы можем проследить такую цепь, которую можно проследить к врачам и мыслителям древности. Попытка проследить учителей Фрейда остановилась на 16 веке (Джон Дюпор), в промежутке одним из учителей был сам Исаак Ньютон. Средневековье страдает силой религиозного влияния и научные пути учителей и учеников рассеваются в средние века и нужно специальное исследование, так как нет четкой цепи переходов от учителей к ученикам. Тем не менее многие из учителей Фрейда, которые имели влияние занимались разными науками: от философии до зоологии. Тот же учитель Фрейда Мейнерт был учителем Сербского, русского психиатра, далее последовательно идут ученики: Корсаков, Ганнушкин, Кербиков, Урываев, Эйдемиллер, Залевский. Последние ученые уже известны нам. Это говорит о том, что даже поверхностное прослеживание порядков учитель-ученик приводит нас к пониманию того, что передача знаний из уст в уста является одним из оснований считать психотерапию действенным способом изменения сознания, доказанным вековой историей человечества. Приятно даже представлять, что в череде моих учителей есть Ньютон, Ницше. Но можно предположить, что пути передачи знаний ведут свое начало к древнегреческим философам-практикам Платону, Сократу и другим. И далее — далее в глубь человеческой, биологической и космической истории. Поэтому практическая подготовка психологов, как немедицинских психотерапевтов имеет в своем содержании и формате практические занятия с учениками. Кроме того, важным компонентом обучения психотерапии является собственная психотерапия ученика у практикующих психотерапевтов и, конечно, супервизия. В заключении хочу подытожить все размышления о психотерапии. Психотерапия немедицинская — ни что иное как практическая психология, т.е. применение на практике знаний психологии, которое помогает человеку преодолеть те жизненные кризисы и конфликты, которые встречаются у него на пути или в которые он попадает. Решить эти проблемы — трудные жизненные задачи, помогают люди, которые обучены специальным образом взаимодействовать с другим человеком, передавая ему опыт многих многих поколений, помогая ему получить специальные знания. Эти знания о мире, о человеке в этом мире, не всегда имеют словесное выражение, что-то неуловимое проходит вне сознания, ниже порога восприятия, но тем не менее благотворно действует на человека. Помогая ему самому понять суть вещей и явлений и самостоятельно найти выход из той трудной ситуации, в которой он оказался, и которая привела его к мастеру прояснения скрытых процессов — профессиональному психологу. Глоссарий названия статьи: Психотерапия — сконструированный и регулируемый процесс желаемого изменения восприятия, а также мышления, поведения, эмоционального реагирования. Способ — порядок, последовательность и образ действий, метод в исполнении какой-нибудь работы, в достижении какой-нибудь цели. Прогресс — направление развитие от низшего к высшему, поступательное движение вперед — к лучшему, развитие свойств с целью улучшения чего-либо. Изменение — делание иным, другим.Сознание — высшая форма психического отражения окружающего мира. Иван Котва, психолог, психотерапевт
http://kotva.ru 30 Марта 2016, 00:09
Сайт известного калининградского психолога. Автора книг "Мысли вслух", "Современное человековедение", "Невыполнимые советы". Иван Котва является разработчиком авторского курса прогрессивной психологии - краткосрочной позитивной практической психологии.
Переходов: 838 | Добавил: Иван | Рейтинг: 0.0/0

Правила добавления публикаций

Мы принимаем любые статьи, относящиеся к психологии и представляющие интерес для наших посетителей.
Из посторонних ссылок можно указывать только ссылку на первоисточник.
После проверки Вашей статьи, которая занимает обычно до 24х часов, мы опубликуем её.
Добавить статью
Мы можем отказать в публикации без объяснения причин.

×