Какой может быть адаптация первоклассника?

Какой может быть адаптация первоклассника?

Уже полгода прошло, как Ваш малыш впервые переступил порог школы, и можно подвести итог, как он в ней адаптировался, каких успехов добился, каких неприятностей не удалось избежать. Начало учебного года в памяти ребёнка запечатлелось торжественным и праздничным: эффектным ранцем, красивой формой, учебниками и тетрадками с яркими обложками, поздравлениями на линейке возле школы, но затем наступили будни с их сложностями, трудностями обучения и общения. 

Приступить к чтению Добавить свою статью

4667 Детская психология

Уже полгода прошло, как Ваш малыш впервые переступил порог школы, и можно подвести итог, как он в ней адаптировался, каких успехов добился, каких неприятностей не удалось избежать. Начало учебного года в памяти ребёнка запечатлелось торжественным и праздничным: эффектным ранцем, красивой формой, учебниками и тетрадками с яркими обложками, поздравлениями на линейке возле школы, но затем наступили будни с их сложностями, трудностями обучения и общения. Вы уже убедились, дорогие родители, что, отдав ребёнка в школу, Вы не почувствовали подспорье в его воспитании, зато появилось много новых требований и проблем. И стал забываться потихоньку праздник начала сентября…
Но что же делать, чтобы школьный праздник не исчезал из души, чтобы дети учились и радовались? 

Поступление в школу подвергает малыша серьёзным испытаниям: он становится учеником и начинает заниматься незнакомым видом деятельности, причём в абсолютно новых условиях. Школа прежде всего работает на получение образования, выполнение программы обучения, здесь царствует диктат учителя, направленный на воспитание коллектива – Вы отдаёте детей в подчинение чужого взрослого человека. Хорошо, если детям повезло, и они попали под руководство прогрессивно мыслящего и человечного педагога, а если нет? 

Давно известно, что малыши, посещающие детский садик, адаптируются в школе легче домашних – они приучены жить в коллективе, слушаться воспитателя, могут самостоятельно одеться, раздеться, пользоваться туалетом, заводить знакомства с детьми, общаться с ними, и поэтому довольно легко включаются в школьную жизнь. Где-то в подсознании у них живёт ощущение, что это новый детский садик, только посуровее, с другими требованиями. Такие дети приходят в школу, как правило, с иммунитетом против детских инфекций и редко пропускают занятия по болезни, а значит, не отстают в учёбе, им не надо догонять остальных.

У Вас не было возможности отдать малыша в детский сад, и к школе Вы готовили его самостоятельно – учили счёту, чтению по складам и надеялись на успешную школьную адаптацию. За эти полгода Вы уже выяснили, что Ваш ученик первого класса медленно читает, не аккуратно пишет, не внимателен в классе, вертится на уроках, забирается под парту во время объяснения – из чего делаете вывод о плохой подготовке его к школе. Вы очень расстроены, недовольны, и это может отразиться на психике ребёнка. Постарайтесь собраться с силами, спрячьте своё раздражение и вспомните, что Вы упустили при подготовке к школе. 

В первом классе не ставят формальных отметок. Оценка ответу малыша или его письменной работе даётся только словесная: «Молодец», «У тебя сегодня не получилось», «Неплохо написано», и дети стремятся заслужить симпатии учителя... Бесполезно расстраиваться родителям, срывать своё раздражение на малыше, если он отстаёт в чём-то от одноклассников – ребёнок меньше всего виноват в недостаточной подготовке к школе. Кроме обучения буквам и счёту его нужно было подготовить к контактам с учителем и учениками, научить пониманию обращений, умению следить за речью и командами, выдерживать очень длинный урок, познакомить с местом учёбы, поиграть в школу: посадить ребёнка за воображаемую парту вместе с игрушками, задавать вопросы, отдавать распоряжения… 

Все Ваши опасения и тревоги насчёт отставания в учёбе могут оказаться преждевременными, и в следующие полгода малыш успешно наверстает умение читать, писать, вычислять. Для домашнего чтения полезно приобрести детские книжки с очень коротенькими рассказами или стишками и всегда просить пересказывать своими словами содержание, чтобы ребёнок вдумывался в его смысл. Вместе со своим малышом организуйте дома его рабочее место так, чтобы не терять времени на поиски различных предметов. Если нет специальных приспособлений для хранения учебников, тетрадей, ручек, фломастеров и других важных вещей первоклассника, можно сшить из остатков ткани (лоскутков) или склеить из картона разноцветные карманы, расположить в них богатство малыша для школы, подписать и повесить рядом с партой для занятий. 

Компенсировать временный неуспех в учёбе можно занятиями в кружках при школе, спортивных секциях, попробовать активно включать в процесс домашнего обучения игровые элементы. Интересные мысли насчёт игрового обучения высказывал ещё древнегреческий философ Платон: «Не насильственно преподавай детям науки, а посредством игры». Можно попросить малыша поделить яблоки или сладости между членами семьи, раздать по одному определённое количество орехов, учиться таким образом операциям сложения и вычитания... 

Очень неплохо стимулируют развитие мышления и сообразительности шахматно-шашечные кружки при условии регулярного их посещения или использование шахмат для математических игр. Возможность выбора и игровой подход усиливают память и сообразительность. Нужно, чтобы у малыша изменилось отношение к учёбе, чтобы ему важно было учиться, потому что это очень интересное занятие. Но если, несмотря на все Ваши усилия, ребёнок капризничает, не хочет идти в школу, испытывает страх и сильную тревогу, то необходимо срочно побеседовать с учителем, ведь он будет с ним ещё три с половиной года…

В случае если разговоры не помогают, и ребёнок всё так же страшится школы, панически боится преподавателя, выходом может стать перевод его в другой класс или даже другую школу, не допуская развития «школьного невроза». Уровень тревожности первоклассников зависит от того, насколько гармонично им удаётся сочетать требования семьи и школы. Если учитель не помогает малышу приспособиться к новой жизни и противопоставляет его другим детям, то у него могут развиться серьёзные нарушения здоровья, проявляющиеся в истериках с повышением температуры, головными и желудочными болями. 

Неблагоприятное протекание адаптации первоклассника может происходить по разным причинам и неготовность к школе лишь одна из них, но могут быть и другие – разлад в семье, например, или сложности с освоением предмета, или конфликты с одноклассниками… 

Может возникнуть уже в первом классе и проблема ругани. Услышав от ребёнка ругательства, родители приходят в ужас: «Надо же, за полгода такой гадости набрался!». Не спешите обвинять первоклассника: он ещё не понимает смысла матерной ругани, и, произнося её, возможно, проверяет Вашу реакцию, надеясь узнать от Вас смысл незнакомых фраз. Объясните ребёнку, что эти слова произносят очень невоспитанные дети и попросите не быть такими, как они. 

Будем внимательными к своим детям, к состоянию их психики, к их адаптации в школе, и всё у них образуется!


Помогите нам понять, насколько хороша статья:

Рейтинг: 0.0/0
Источник: http://detstvo.ru/ | Добавил: ТВОЙ_ПСИХОЛОГ, 17 Мая 2011 | Теги: детская психология, психология детей, возрастная психология

Правила добавления публикаций

Мы принимаем любые статьи, относящиеся к психологии и представляющие интерес для наших посетителей.
Из посторонних ссылок можно указывать только ссылку на первоисточник.
После проверки Вашей статьи, которая занимает обычно до 24х часов, мы опубликуем её.
Добавить статью
Мы можем отказать в публикации без объяснения причин.

×