Помогите нам понять, насколько хороша статья:Рейтинг: 0.0/0 | |
Источник: http://detstvo.ru |
Добавил: ТВОЙ_ПСИХОЛОГ, 18 Октября 2009
| Теги: |
![Игры для ребенка от 0 до 4 месяцев](http://tvoypsiholog.ru/assets/gifs/00-start_cofee.gif)
Игры для ребенка от 0 до 4 месяцев
Во время бодрствования малыша с первого же месяца жизни необходимо регулярно класть на животик на какую-нибудь твердую поверхность, застеленную тонким одеяльцем или пеленкой. Можно, конечно, держать ребенка в кровати, оборудовать ее разнообразными игрушками и приспособления для вставания и ходьбы.
Во время бодрствования малыша с первого же месяца жизни необходимо регулярно класть на животик на какую-нибудь твердую поверхность, застеленную тонким одеяльцем или пеленкой.
Можно, конечно, держать ребенка в кровати, оборудовать ее разнообразными игрушками и приспособления для вставания и ходьбы. Но некоторые психологи утверждают, что кровать для ребенка должна оставаться местом для сна. Если ребенок привыкнет играть в кровати, родителям труднее будет уложить ребенка спать в кровати. Кроме этого, несомненно, кровать сильно ограничивает движения ребенка, так как там просто мало места. Да еще и решетки! Вам, уважаемые взрослые, хорошо было бы чувствовать себя постоянно запертым? Ребенок, который все время проводит взаперти (это касается и пребывания в манеже), или долго и упорно сопротивляется, кричит, чтобы его достали из-за решетки (и добивается своего в итоге, ведь не можете же вы все время слушать крики). Или идет по другому пути, просто смиряется и приобретает психологию послушного безвольного существа, которому все равно, что и как с ним делают. А ведь мы с вами хотим иметь подвижного, активного, творчески развитого ребенка. Так что, решайте сами…
Оптимальной поверхностью для бодрствования ребенка является пол. Место, куда вы кладете малыша должно быть абсолютно безопасным, надежно защищено от сквозняков. Рядом не должно находиться никаких шатких предметов, которые могли бы случайно упасть на малыша. Кроме того, это должно быть довольно далеко от двери в комнату, чтобы кто-нибудь из домочадцев, входя, случайно не задел малыша. Лучше оборудовать где-либо в углу комнаты или около одной из стен постоянное место для бодрствования грудного малыша, в котором он и будет проводить большую часть своего "свободного" времени. Потом оно постепенно превратится в его игровой уголок.
Пол должен быть застелен небольшим тонким матрасиком (например, из туристического пенопленового коврика или тонкого - до 3 см толщины - поролона) или байковым одеяльцем, сложенным вдвое (ватное одеяло не слишком удобно). Сверху пеленка. Чтобы пеленка не съезжала, когда ребенок будет возиться, можно воспользоваться, например, детским пододеяльником или взрослой наволочкой, надев ее на ваш импровизированный матрасик. Или же приобретите специальные детские безопасные булавки с замочком, которые сами не расстегиваются и приколите пеленку к матрасику или одеялу. Чтобы не промочить одеяльце, под пеленку положите клеенку или специальную одноразовую впитывающую бумажную пеленку - не желательно держать ребенка в моменты бодрствования в одноразовых подгузниках, прозванных в народе "памперсами". Они мешают ребенку нормально двигаться и не дают понять, что происходит, когда писаешь…
Вдоль стены в детском "уголке" положите небольшие подушечки или свернутые в рулон покрывала, одеяльца, чтобы ребенок не ударялся. На стене развесьте яркие большие картинки, в воздухе над ним оборудуйте мобиль: легкую подвесную конструкцию с игрушками для разглядывания. Возьмите небольшую палочку, посередине привяжите веревочку, по краям закрепите две нетяжелые игрушки так, чтобы при движении они не упали на малыша. Уравновесьте конструкцию. Подвесьте над малышом и слегка раскрутите. Малышу будет интересно разглядывать движущиеся игрушки Внимание! Этот самодельный "мобиль" ни в коем случае не должен попасть ребенку в руки. Вешайте его на недоступном для рук ребенка расстоянии.
Не кладите ребенка все время в одно и тоже положение. Дайте ему попробовать полежать и на спинке, и на животике, и на обоих боках. Попробуйте понять, как ему наиболее удобно. Многим малышам больше нравиться лежать на животе. Но есть такие, которые не выносят это положение.
Положение "на животе" очень полезно. Малыш пытается приподнимать головку, укрепляя тем самым мышцы спины и шеи. Если давать ему это делать с самого рождения, то к месяцу он научиться поднимать ее довольно высоко (правда, не надолго). Класть ребенка на живот рекомендуется не менее двух раз в течение одного периода бодрствования: перед кормлением или через 10-15 минут после него.
Все время, что малыш не спит, он должен быть максимально раздетым. То есть, если в комнате тепло, лучше, если он будет совсем голеньким. Если прохладно, наденьте на него футболочку. Если холодно - легкий трикотажный костюмчик или комбинезончик. Это полезно с точки зрения закалки, а кроме этого - дает возможность свободно двигаться.
- Положив малыша на животик, наклонитесь к нему, чтобы он видел ваше лицо, поговорите, побуждая поднимать голову. Покажите ему какую-нибудь игрушку (в неподвижном состоянии, прямо перед лицом на расстоянии 25-40 см). Поводите ею из стороны в сторону, а также - удаляя и приближая игрушку. Так же показывайте малышу игрушки, когда он лежит на спине.
- Возьмите погремушку или другую игрушку, издающую звук, покажите малышу. Слегка встряхните ее, чтобы звуком привлечь внимание малыша. Побуждайте малыша искать глазами источник звука, встряхивая ее не в поле зрения малыша.
- Возьмите любую тряпочную игрушку или лоскуток ткани, погладьте ребенка по ладошкам (с внутренней и с тыльной стороны), ступням, щечкам, животику то одной стороной игрушки, то другой. Комментируйте его ощущения словами: "гладкий", "пушистый" и так далее.
- Повесьте над малышом, на расстоянии, до которого дотягиваются его ручки, на крепких веревках хорошо привязанные (чтоб не упали и не напугали) две-три игрушки. Кладите ребенка так, чтобы он попадал по игрушкам руками и начинал понимать, что его действия приводят к движениям и к звукам. То же самое можно проделывать, перекладывая малыша так, чтобы он попадал по игрушкам своими ножками, которыми он тоже любит размахивать. Сейчас в магазинах продаются специальные пластмассовые подставки с закрепленными игрушками, созданные именно для того, чтобы ребенок лежа на полу попадал по ним ручками. Но такие конструкции имеют массу недостатков: игрушки на них, как правило, закреплены "намертво", то есть поменять их на другие просто невозможно. Когда малыш начнем сидеть, он захочет погрызть или пососать эти игрушки - и будет очень обижен, что игрушка не снимается. Кроме этого, такая пластмассовая конструкция (совсем не дешевая) совершенно не нужна ребенку, который начал ползать, сидеть, вставать. И вам придется ее отдать друзьям или убрать на антресоль. Можно сделать подобную конструкцию своими руками, а потом разобрать ее или видоизменить. Например, вам может пригодиться металлический каркас от кресла для кормления малыша. Само кресло уже на каркасе вам понадобится тогда, когда вы станете сажать подросшего малыша пообедать… А пока сделайте из него первый в жизни малыша спортивно - игровой комплекс.
Варианты игрушек для отталкивания и раскачивания:
- возьмите несколько старых пуговиц (крупных), нанижите их как бусы на шнурок или прочную веревку (желательно брать такую, которая не "махрится" на концах), свяжите оба конца бус; при прикосновении или легком ударе они будут шелестеть или нешумно греметь; можно также использовать ковровые колечки или кольца для штор;
- возьмите небольшой флакончик от соуса, крема или шампуня из мягкого пластика, отвинтите крышку и положите туда несколько фасолин, монеток или чего-нибудь еще, закройте; с противоположного конца проделайте острыми ножницами или гвоздем небольшое отверстие (такое, чтобы "начинка" не смогла через него высыпаться), проденьте в него шнурок или веревочку и подвесьте; в такой игрушке легко менять наполнитель, а это всегда неожиданность для малыша - знакомая игрушка - новый звук; одна такая игрушка может быть прозрачной, тогда будет видно наполнитель, а другая - непрозрачной;
- возьмите маленький рыболовный колокольчик, повесьте на веревочку, а над ним укрепите цветную ленточку или лоскуток;
- придумайте свои варианты игрушек.
Когда вы берете ребенка на руки, держите его каждый раз в разных положениях. Горизонтально: лицом к вам или на животике. Вертикально: лицом к вам или к окружающим. Самые первые дни можно слегка поддерживать головку, только не держать за него, а помогать научиться делать это самостоятельно. Через недели две после рождения постепенно перестаньте помогать, малыш должен уже окрепнуть и начать пытаться держать ее самостоятельно. Только не надо доводить эти советы до абсурда, если вы видите, что малыш еще не готов все время держать голову самостоятельно, помогайте ему, особенно, когда вы двигаетесь (ходите), а малыш находится у вас на руках. Для укрепления мышц спины, живота, шеи делайте следующие упражнения:
- Держа малыша в вертикальном положении (он всем телом опирается на вас) ставьте свою ладонь ему под ступни, он будет упираться и, как бы, стоять. То же самое можно делать, держа младенца под мышками. Это нужно делать нечасто и понемногу. Это упражнение хорошо укрепляет ножки малыша и готовит его к самостоятельному "стоянию".
- Подставьте свою ладонь под животик малыша и слегка приподнимите его над матрасиком. Так же - под спинку и под оба бока.
- Выполняйте за него своими руками те движения, которые ему вскоре предстоит освоить - поджимайте его ноги под животик (это ему понадобится, чтобы учиться вставать на четвереньки); понаблюдайте, как переворачиваются с живота на спину и обратно дети 4-5 и более месяцев, и делайте все те же движения за вашего малыша его тельцем. Так он быстрее начнет выполнять их сам, так как будет "знать, к чему надо стремиться".
- Примерно около двух месяцев можно начинать ставить ребенка в прыгунки. Это небольшой детский тренажер, состоящий из сидения для малыша (бывают всевозможные конструкции) из пружин или резинок, за которые вся конструкция подвешивается в дверном проеме. Они предназначены для прыжков для деток от 5-6 месяцев. Малыш, в том возрасте, о котором мы говорим, пока еще не сможет прыгать, но зато он может некоторое время находиться в вертикальном положении самостоятельно, освободив руки. Закреплять прыгунки надо на такой высоте, чтобы малыш почти висел, слегка касаясь ножками пола. В тот момент, когда он в них находится, перед ним желательно установить описанные выше "ножки" от кресла для кормления, на которых повесить или закрепить игрушки для отталкивания, раскачивания и ощупывания.
Пока малыш не может брать игрушки в руки самостоятельно, вкладывайте ему в ладошку самостоятельно легкие игрушки для захватывания. Это хорошо развивает руки, помогает сохранить хватательный рефлекс. Что это может быть? Вот несколько вариантов:
- возьмите небольшую бусину с отверстием, проденьте в него шнурочек - игрушка готова - ее можно вкладывать в ладошку малыша, а, потянув за шнурочек, спровоцировать еще более сильное схватывание (шнурок, в тоже время, гарантирует, что бусина, не дай Бог, попавшая ему в рот, не будет проглочена, хотя в этом возрасте малыш сам еще не умеет подносить предметы ко рту);
- возьмите колпачок от фломастера, насыпьте в него немного бисера или риса (обязательно оставьте свободное место); обшейте любой тканью (удобнее всего трикотажем) - просто оберните и плотно прошейте вдоль всей игрушки, особенное внимания обращая на концы (ничего не должно из игрушки вываливаться); у вас получиться легкая крошечная погремушка (по руке ребенка), издающая мягкий шуршащий звук; таких игрушек можно сделать несколько - обшитые разными по фактуре тканями и с разными наполнителями;
- небольшие "палочки" можно сделать из скатанных в рулончик небольших лоскутков ткани (они не гремят, но могут быть разными на ощупь);
- можно вкладывать в руку малыша кусочки веревочек, ленточек или тесемочек с завязанными или не завязанными на них узелками;
- придумайте сами другие варианты игрушек для захватывания.
Внимание! Все игрушки, не закрепленные на турничке или другой опоре, которые вы будете давать ребенку в руки, используйте только в присутствии взрослых! Никогда не оставляйте ребенка одного с мелкими игрушками!
Автор Е.Данилова